«Веселый язычок» 5-6 лет
Программа рассчитана на один год.
Проводится 2 занятия в неделю.
Продолжительность занятия - 25 мин. (5-6 лет, старший дошкольный возраст).
Количество детей в группе – 13 человек.
Программой предусмотрено проведение 62 занятий.
Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
Программа занятий
Период |
Тема |
Программное содержание |
Октябрь |
||
1 неделя |
Тема. «Ознакомительное». Тема. «Ознакомительное». |
Цель: Подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Познакомить детей с тетрадью в крупную клеточку, правилами гигиены письма. Учить детей сохранять правильное положение головы, корпуса, рук, тетради, карандаша в руке. |
2 неделя |
Тема. «Слоник». Тема. «Капельки». |
Цель: Выработать подвижность и активность губ. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Продолжать знакомить детей с тетрадным листом в крупную клеточку, ориентировке в клеточке (нахождение левого верхнего угла, левого нижнего угла, середины клеточки и т. д.) Развивать мелкую моторику, внимание. |
3 неделя |
Тема. «Месим тесто». Тема. «Дорожка». |
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Активизировать словарный запас. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева — направо по разлиновке. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. |
4 неделя |
Тема. «Вкусное варенье». Тема. «Бусы» |
Цель: Продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать. Развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева — направо по разлиновке. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук. |
Ноябрь |
||
1 неделя |
Тема. «Лопаточка» Тема. «Столбики» |
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение. Подготавливать руку ребенка к письму; развить его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность; способствовать развитию речи. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке. Развивать пространственное мышление, произвольное внимание. |
2 неделя |
Тема. «Мост» Тема. «Забор повалился» |
Цель: Выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Развивать диафрагмальное дыхание. Развивать слуховую память и слуховое внимание Цель: Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали. Развивать мелкую моторику, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. |
3 неделя |
Тема. «Месим тесто» Тема. «Колечки». |
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Учить подбирать слова признаки, умение сравнивать. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук. Формировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Формировать умения размещать внутри клеточки круг. Развивать зрительное и слуховое восприятие, пространственное мышление. Воспитывать усидчивость. |
4 неделя |
Тема. «Вкусное варенье» Тема. «Зубцы» |
Цель: Продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки». Чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Учить соединять углы клеточек по диагонали. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Воспитывать аккуратность в работе. |
Декабрь |
||
1 неделя |
Тема. «Лопата копает» Тема «Волны» |
Цель: Подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Развитие тактильных ощущений, мелкой моторки Выработка плавной, непрерывной струи. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
2 неделя |
Тема «Холодный ветер» Тема «Кирпичи» |
Цель: Закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Распределение воздушной струи по бокам. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вместе (прямоугольники). Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. |
3 неделя |
Тема. «Грибок» Тема «Пирожки» |
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Активизировать словарь по теме "Зимующие птицы". Учить подбирать слова-признаки. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Воспитывать уверенность в своих умениях. |
4 неделя |
Тема «Индюк» Тема «Елочка» |
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части. Активизировать словарь по теме "Зимующие птицы". Учить подбирать слова-признаки. Развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Формировать умение согласовывать движения рук с речью. |
Январь |
||
1 неделя |
Тема. «Часики» Тема. «Снегопад» |
Цель: Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом. |
2 неделя |
Тема. «Лошадка» Тема. «Подарок для мышей и мышат». |
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Активизировать словарь по теме "Новогодние праздники". Развитие длительного плавного и сильного выдоха. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Развивать мелкую моторику. Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими трудовые действия. Развивать слуховую память и слуховое внимание. |
3 неделя |
Тема. «Помоги зайчику найти дорожку к домику» Тема. «Раз, два, три, четыре, пять вот пошел снежок опять» |
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Обогащать словарный запас существительными. Цель: Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики. Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Активизировать словарь. |
4 неделя |
||
Февраль |
||
1 неделя |
Тема. «Наказать непослушный язычок» Тема. «Идет снег» |
Цель: Способствовать расслаблению мышц языка. Учить чередованию сильного и длительного плавного выдоха. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Развивать мелкую моторику пальцев. Учить выполнять движения в соответствии с текстом. |
2 неделя |
Тема. «Часики» Тема. «Лопаточка» |
Цель: Продолжать вырабатывать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Развивать слуховую память и слуховое внимание. |
3 неделя |
Тема. «Чередование «Слоник- лягушка» Тема. «Снегопад в лесу» |
Цель: Добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Активизировать словарь по теме "Домашние животные". Учить подбирать слова-признаки. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. |
4 неделя |
Тема. «Холодный ветер» Тема. «Барабанщик» |
Цель: Закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Распределение воздушной струи по бокам. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. Активизировать словарь по теме "Домашние животные". Учить подбирать слова-признаки. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать. Развивать слуховую память и слуховое внимание. |
Март |
||
1 неделя |
Тема. «Маляр» Тема. «Лопаточка» |
Цель: Растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Развивать слуховую память и слуховое внимание. |
2 неделя |
Тема. «Парус поднимается» Тема. «Есть у каждого свой дом». |
Цель: Подготовка верхнего подъема языка для звуков [ р ], [ л ]. Развитие мелкой моторики (тонких движений рук). Развитие длительного плавного выдоха. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. |
3 неделя |
Тема. «Наказать непослушный язычок» Тема. «Следы от капели» |
Цель: Способствовать расслаблению мышц языка. Учить чередованию сильного и длительного плавного выдоха. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Развивать способность к произвольному запоминанию текста. Помочь ребенку понять содержание песенки, развивать речевую активность. Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем. |
4 неделя |
Тема. «Чудо – прищепки» Тема. «Часики» |
Цель: Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, упражнять детей в изготовлении аппликации. Цель: Продолжать вырабатывать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. |
Апрель |
||
1 неделя |
Тема. «Этот мячик не простой» Тема. «Кошки – мышки» |
Цель: Добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Развивать мелкую моторику. Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими трудовые действия. |
2 неделя |
Тема. «Приклей конфетку» Тема. «Мой веселый мяч – прыгун». |
Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Развивать мелкую моторику рук и пальцев, координацию общих движений. |
3 неделя |
Тема. «Барабан» Тема. «Вкусное варенье» |
Цель: Подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. Активизировать словарь по теме «Аквариумные рыбки». Учить подбирать слова признаки. Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки». Чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Развивать слуховую память и слуховое внимание. |
4 неделя |
Тема. «Дятел» Тема. «Ежики и ежата» |
Цель: Формировать вибрацию кончика языка для звука [р]. Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. |
Май |
||
1 неделя |
Тема. «Индюк» Тема. «Чудо – прищепки» |
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части. Развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, упражнять детей в изготовлении аппликации. |
2 неделя |
Тема. «Слоник» - «Лягушка» Тема. «Покатай, покатай» |
Цель: Выработать подвижность и активность губ. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Учить называть цвета карандашей. Обогащать словарный запас существительными. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук. |
3 неделя |
Тема. «Цокает лошадка» Тема. «Мы во двор пошли гулять» |
Цель: Выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]. Развивать связанную речь. Развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. |
4 неделя |
Тема. «Пулемёт» Итоговое занятие. |
Цель: Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: Систематизировать и обобщить знания, полученные за год. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника