«Игралогика» 4-5 лет
Программа занятий
Месяц |
№ |
Тема |
Программное содержание |
О К Т Я Б Р Ь |
1 |
Геометрические фигуры и их свойства. |
Продолжать развивать умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять предметы в группу, в употреблении слов: много, один, по одному, ни одного; умение видеть признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь для части ее предметов. Упражнять в различении круга, квадрата, треугольника; сравнении их свойств. Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник; узнавать данные фигуры, несмотря на различия в цвете; находить предметы с заданными свойствами. Развивать умение анализировать, находить признаки сходства и различия |
2 |
Сравнение (прием приложения). |
Расширять умение детей в нахождении совокупностей предметов (много) и единичных предметов (один) в окружающей обстановке. Упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения, в обозначении результатов сравнения словами: больше, меньше, столько, сколько, поровну. Продолжать развивать умение находить и на ощупь определять геом. фигуру, ее форму; использовать в речи прилагательные: круглой, квадратной, треугольной формы. |
|
3 |
«Дерево». Моделирование из веточек и пластилина |
Учить детей закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать воображение, творческие способности. |
|
4 |
«Сравнение предметов по длине и ширине» |
Продолжать развивать умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине, ширине, пользоваться словами: длиннее, короче, шире, уже, одинаковые по … Упражнять детей в сосчитывании и сравнении групп предметов от 1 до 5, нахождении цифры, равной итоговому числу. Совершенствовать умение детей брать предметы правой рукой и раскладывать в направлении слева направо; отрабатывать счетные навыки: считать предметы правой рукой, слева направо, в процессе счета указывать на предметы по порядку, назвав последнее числительное, обвести группу предметов рукой. Развивать внимание, память детей. |
|
5 |
«Знакомство с прямоугольником». Сравнение по высоте и длине. |
Познакомить детей с прямоугольником. Учить различать прямоугольник, квадрат и треугольник по характерным признакам. Совершенствовать умение сравнивать, ранжировать по высоте, длине. Показать способ соотнесения предметов. Развивать умение анализировать предметы по признакам: форма – цвет, форма – размер, размер – цвет |
|
6 |
«Дорожка из камешков». Мозаика на пластилиновой основе. |
Учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина. |
|
7 |
«Знакомство с цилиндром и некоторыми свойствами объемных тел» |
Познакомить детей с цилиндром. Дать детям представление о некоторых свойствах объемных тел: шара, куба, цилиндра (устойчивость и неустойчивость, наличие и отсутствие углов). Продолжать учить обследовать модели фигур осязательно-двигательным путем; устанавливать размерные соотношения между 2-4 предметами по объему. Уточнить представление о части суток – утро, связав ее название с деятельностью детей и близких им взрослых. Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника и треугольника. |
|
8 |
Беседа «Вечер». Решение логических задач. |
Уточнить представление о части суток – вечер. Развивать воображение, умение решать логические задачи на определение качественных признаков предметов. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве относительно себя (вверх, вниз, левая, правая рука, направо, налево, вперед, назад). |
|
Н О Я Б Р Ь |
1 |
Беседа «День». Игра «Волшебные фигуры» (построение из геометрических фигур) |
Уточнить представление о части суток – вечер. Развивать воображение, умение решать логические задачи на определение качественных признаков предметов. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве относительно себя (вверх, вниз, левая, правая рука, направо, налево, вперед, назад). |
2 |
Беседа «Ночь». Д/И «Куда пойдешь и что найдешь» |
Уточнить представление о части суток – ночь. Упражнять детей в счете однородных и разнородных предметов, подвести детей к пониманию того, что число предметов не зависит от их размера и формы расположения Закрепить умение детей в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений (вперед, назад, налево, направо). |
|
3 |
«Красивый браслет». Моделирование из бусин. |
Продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию |
|
4 |
Беседа «Сутки». Проблемная ситуация «Сложи прямоугольник». |
Учить делить предметы на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам (на 2 части) и еще раз пополам (на 4 части). Упражнять детей в использовании в речи результатов деления (сложили пополам, получили 2(4) равные части, половина целого, одна из 2 частей, одна из 4 частей). Обобщить все части суток в одно понятие - ,,Сутки”. Помочь детям осознать, что отсчет последовательности частей суток можно начинать с любой из них. Развивать умение различать контрастные и смежные части суток. Совершенствовать умение детей в количественном счете, познакомить с правилом: Количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: справа налево или слева направо (направление счета). |
|
5 |
Порядковые числительные (порядковый счет в пределах 5). Д/И «Разноцветные дорожки». |
Раскрыть значение порядковых числительных и дать навыки порядкового счета в пределах 5. Показать, что для определения порядкового места предмета среди других существенное значение имеет направление счета. Совершенствовать знания о строении геометрических фигур, умение находить предметы окружающей обстановки, подобные геометрическим фигурам с 1-2 заданными свойствами. Упражнять в сравнении дорожек по длине. Развивать мелкую мускулатуру руки, умение ориентироваться на листе по точкам, умение рассуждать, доказывать. |
|
6 |
«Черепашка». Моделирование из скорлупы грецкого ореха. |
Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности |
|
7 |
Решение логических задач. Игра «Сложи узор». |
Учить использовать при решении логических задач умение рассуждать, доказывать. Продолжать совершенствовать умение выделять одновременно 2 свойства предметов, ориентироваться на плоскости (слева, справа, посередине). Способствовать развитию комбинаторных способностей путем комбинирования цвета и формы; творческого воображения, пространственного мышления |
|
8 |
Сравнение предметов |
Учить детей преобразовывать геометрические фигуры, группировать их по форме. Упражнять в сравнении по высоте, толщине, массе (3-5 предметов), в использовании в речи слов: выше, ниже, толще, тоньше, тяжелее, легче, одинаковые. Продолжать развивать комбинаторные способности путем комбинирования цвета и формы; умение согласовывать свои действия и желания с мнениями других |
|
Д Е К А Б Р Ь |
1 |
«Дорисуй картинку» |
Развивать у детей зрительное восприятие, наблюдательность, сообразительность. |
2 |
«Составь картинку» (целое из частей) |
Учить составлять целое из частей. Развивать умение опираясь на карточки-коды, выделять предметы одновременно с 3 свойствами (форма, цвет, размер), понимать схематическое изображение позы человека. Закреплять умение выделять одновременно 2 свойства (размер-цвет) предмета. Развивать аналитическое восприятие, комбинаторные способности, умение устанавливать соответствие. |
|
3 |
«Снеговик». Аппликация из ваты. |
Учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. |
|
4 |
Счетные палочки. Игра «Найди лишнюю» |
Продолжать учить группировать фигуры по форме, обобщать их признаки. Развивать умение сравнивать и обобщать геометрические фигуры (по толщине…) по качественным признакам. Способствовать развитию логического мышления, комбинаторных способностей. |
|
5 |
«История про трамвай» (образование чисел 6 и 7) |
Показать образование чисел 6 и 7. Учить вести счет в пределах 7. Познакомить с цифрами – 6 и 7. Уточнить представление о получении числового ряда до 7. Закрепить свойство тройки смежных чисел посредством решения логических задач. Развивать внимание детей. |
|
6 |
«Гирлянда». Конструирование из полосок бумаги. |
Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Развивать воображение, творческую фантазию |
|
7 |
Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Д/И «Назови соседей» |
Дать представление о временных понятиях: вчера, сегодня, завтра. Уточнить представление о частях суток, понятии – сутки. Упражнять в группировке фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) по форме, размеру, цвету Совершенствовать умение устанавливать соответствие по величине. |
|
8 |
Самый внимательный (выложи по образцу) |
Развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление. |
|
Я Н В А Р Ь |
1 |
Моделирование по образцу. Игра «Угадай, что, где находится» |
Учить моделировать по образцу. Упражнять детей в определении пространственного расположения предметов относительно себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Совершенствовать умение выкладывать силуэты, узоры, четко соблюдая цвет и размер палочек по образцу |
2 |
Число 8 |
Познакомить с образованием числа 8, упражнять в образовании чисел 6 и 7. Учить вести счет и отсчет предметов в пределах 8 по образцу. Упражнять: в умении соотносить длину, цвет палочек в своей постройке с образцом, использовать в речи слова: длиннее, короче, такой же длинны. Совершенствовать умение группировать предметы по определенному признаку. Развивать внимание, творческое воображение, комбинаторные способности. |
|
Я Н В А Р Ь |
3 |
Повтори узор. |
Учить видеть закономерность. Ориентироваться на листе бумаги |
4 |
Придумай загадку |
Учить сравнивать предметы одновременно по нескольким качественным признакам, выделяя их составлять загадки. Упаражнять детей в преобразовании фигур, количественном счете, умении составлять задачи на преобразование. Развивать пространственные представления, умение ориентироваться по схеме, считать клетки, соотносить их с шагами, использовать в речи слова: вперед … шагов, налево, направо. |
|
5 |
В городе геометрических фигур |
Познакомить и учить пользоваться приемами мнемотехники. Продолжать развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину – и находить предметы с заданными свойствами. Упражнять в подборе предметов по цвету, соблюдая их чередование. Развивать память, внимание детей. |
|
6 |
«Витаминка путешествует» |
Учить детей мысленно объединять и предметы в группы по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания. Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими |
|
Ф Е В Р А Л Ь |
1 |
«Стручки гороха». Мозаика на пластилиновой основе |
Учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие. |
2 |
Слева, справа, посередине |
Продолжать учить считать и отсчитывать предметы в пределах 8 по образцу, по звуку, по числу. Развивать умение запоминать предметы, находить направление на плоскости: слева, справа, посередине. Упражнять в воспроизведении определенного количества движений по числу. Познакомить с цифрой 8. Способствовать развитию умения ориентироваться в групповой комнате по плану, путем упражнений, распознания условных обозначений. Развивать аналитические способности, осваивать понятие итогового числа. |
|
3 |
Решение логических задач |
Развивать сообразительность, наблюдательность, умение сопоставлять рисунки. |
|
4 |
«Ученый кот» |
Учить детей выявлять закономерности; расширять словарный запас; учить составлять описательный рассказ, пересказывать. |
|
5 |
«Ежик». Моделирование из семечек и пластилина |
Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. |
|
6 |
«Лесенка» |
Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить верх, низ, лево, право на листе бумаги, выполнять графические задания |
|
7 |
Число 9 |
Познакомить детей с образованием числа 9. Упражнять в количественном счете в пределах 9. Показоть независимость числа предметов от площади, которую они занимают. Совершенствовать умение детей выделять одновременно 3 признака предметов: длину, ширину, толщину; выстраивать предметы по увеличению признаков. Продолжать развивать комбинаторные способности |
|
8 |
«Объем» |
Дать представление о понятии объем. Познакомить с правилом: количество вещества сохраняется независимо от формы сосуда. Продолжать упражнять детей в умении обобщать 3-5 групп предметов по свойствам; Закрепить умение сравнивать треугольники по размеру, составлять из них новые геометрические фигуры. |
|
М А Р Т |
1 |
«Мастерская ковров» |
Дать представление о понятии объем. Познакомить с правилом: количество вещества сохраняется независимо от формы сосуда. Совершенствовать умение ранжировать предметы по высоте, длине; в счете до 9 Закреплять умение различать геометрические фигуры. Развивать у детей сенсорные умения, аналитическое восприятие. |
2 |
«Ромашка». Аппликация из семян тыквы |
Продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. |
|
3 |
Число 10. |
Познакомить детей с образованием числа 10. Упражнять в количественном счете в пределах 10. Совершенствовать умение правильно строить изображение по образцу и преобразовывать его, пользоваться условной меркой для сравнения длины предметов. |
|
4 |
«Мы строим дом» |
Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание. |
|
5 |
Порядковый и количественный счет |
Учить строить и перестраивать геометрические фигуры из счетных палочек по общему количеству палочек. Продолжать развивать умение запоминать число предметов (треугольников и палочек). Упражнять детей в порядковом счете, совершенствовать количественный счет в пределах 10. Способствовать развитию умения строить объемные фигуры, путем последовательного присоединения к 1 элементу элементов разной формы. |
|
6 |
Лабиринт |
Развивать пространственные представления. Развивать умение обобщать. |
|
7 |
Д/И «Поймай рыбку», «Чего не хватает?» |
Развивать умение обобщать, внимание, память, точность движения, пространственные представления |
|
8 |
«Поезд» Конструирование из коробок с элементами аппликации |
Учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. Коллективная работа. |
|
А П Р Е Л Ь |
1 |
«Цветик семицветик» |
Продолжать учить сравнивать предметы по объему и по массе, используя условные мерки. Активизировать словарь за счет использования слов: Больше по объему, меньше, столько же, поровну, легче, тяжелее, одинаковые по массе. Совершенствовать умение в счете, сравнении, отсчете предметов по числу. Закрепить знание последовательности времен года. Развивать логическое мышление. |
2 |
Знакомство с фигурами овальной формы |
Познакомить детей с фигурой овальной формы. Продолжать учить детей обследовать фигуры, используя осязательно-двигательный прием обследования моделей. Развивать умение словесно описывать фигуру, упражнять в составлении числа из 2 меньших. Поощрять активное участие детей в воссоздании построек по образцу. |
|
3 |
Угадай - ка |
Учить наблюдательности. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения. |
|
4 |
«Овечка». Аппликация из комочков бумаги |
Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг другу. |
|
5 |
«Найди клад» |
Развивать умение работать по инструкции. Развивать логическое мышление, внимание. |
|
6 |
«Исправь и раскрась ленту» |
Учить классифицировать множества по 1-2 свойствам (цвет и форма, размер и форма, цвет и размер). Продолжать совершенствовать детей в количественном счете, в умении подводя итог, обводить предметы движением руки и называть итоговое число. Продолжать развивать умение согласовывать числительные с существительными (один, одна, одно). Закрепить умение сравнивать предметы по высоте, выстраивать лесенку по возрастанию, исправляя ошибки; способствовать соотнесению предметов по длине, цвету и числу. |
|
7 |
«Найди противоположности» |
Учить детей находить противоположности. Совершенствовать умение сравнивать и обобщать предметы по признаку, исключая лишний предмет. Закрепить умение группировать по размеру, толщине, цвету. |
|
8 |
Времена года |
Учить определять время года. Упражнять в узнавании части суток по признакам. Упражнять в выстраивании числового ряда в прямой и обратной последовательности. Совершенствовать умение называть цифры в пределах 10. Закреплять умение понимать схематическое изображение позы человека. |
|
М А Й |
1 |
Вчера, сегодня, завтра. Игра «Геометрическая мозаика» |
Уточнить представление о временных понятиях (вчера, сегодня, завтра) и частях суток. Упражнять в различении понятий по признакам и соотнесение с определенными знаками-символами. Закрепить умение создавать узор по образцу и по замыслу. Развивать комбинаторные способности, творчество детей. |
2 |
Логические задачи |
Совершенствовать умение находить и сравнивать геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник), объемные фигуры (куб, шар, цилиндр). Развивать умение классифицировать геометрические фигуры, предметы по форме, размеру, цвету. Закрепить умение строить изображение по образцу и по замыслу. Развивать аналитические, комбинаторные способности, внимание и творческое воображение обследовании фигур, умении словесно описывать фигуры |
|
3 |
Признаки времен года |
Продолжать развивать умение упорядочивать картинки, ориентируясь по количеству предметов на них. Продолжать совершенствовать счет до 10. Упражнять в измерении величин условной меркой. Закреплять знания о признаках времен года |
|
4 |
Задачи - головоломки |
Учить придумывать задачи-головоломки, используя счетные палочки, находить решения им путем уменьшения количества палочек или перекладывания. Продолжать упражнять детей в умении подводить итог Совершенствовать умение, пользуясь условными обозначениями, рисовать схему маршрута. Развивать внимание детей. |
|
5 |
Загадки без слов |
Развивать умение работать по схеме. Учить детей обобщать и классифицировать. Развивать логическое мышление. |
|
6 |
Дорисуй фигуры |
Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в задании, логическое мышление, внимание |
|
7 |
Что сначала, что потом? |
Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность. |
|
8 |
Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем" |
Выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно- проверочных занятий. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника