«Игралогика» 4-5 лет

Педагогический работник Ютяева Нина Евгеньевна.
Педагогический работник
Ютяева Нина Евгеньевна

Программа занятий

Месяц

Тема

Программное содержание

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Геометрические фигуры  и их свойства.

Продолжать развивать умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять предметы в группу,   в употреблении слов: много, один, по одному, ни одного; умение видеть признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь для части ее предметов.

Упражнять в различении круга, квадрата, треугольника;  сравнении их свойств.

Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник;  узнавать данные фигуры, несмотря на различия в цвете; находить предметы с заданными свойствами.

Развивать умение анализировать, находить признаки сходства и различия

2

Сравнение (прием приложения).

Расширять умение детей в нахождении совокупностей предметов (много) и единичных предметов (один) в окружающей обстановке.

Упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом  приложения, в обозначении результатов сравнения  словами:  больше, меньше, столько, сколько, поровну.

Продолжать развивать умение находить и на ощупь определять геом. фигуру, ее форму; использовать в речи прилагательные:  круглой, квадратной, треугольной формы.

3

«Дерево». Моделирование из веточек и пластилина

Учить детей закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать воображение, творческие способности.

4

«Сравнение предметов по длине и ширине»

Продолжать развивать умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине, ширине, пользоваться словами: длиннее, короче, шире, уже, одинаковые по …

Упражнять детей в сосчитывании и сравнении групп предметов от 1 до 5, нахождении цифры, равной итоговому числу.

Совершенствовать умение детей брать предметы правой рукой и раскладывать в направлении слева направо; отрабатывать счетные навыки: считать предметы правой рукой, слева направо, в процессе счета указывать на предметы по порядку, назвав последнее числительное, обвести группу предметов рукой.

Развивать внимание, память детей.

5

«Знакомство с прямоугольником». Сравнение по высоте и длине.

Познакомить детей с прямоугольником.

Учить различать прямоугольник, квадрат и треугольник по характерным признакам.

Совершенствовать умение сравнивать, ранжировать по высоте, длине.

Показать способ соотнесения предметов.

Развивать умение анализировать предметы по признакам:  форма – цвет, форма – размер, размер – цвет

6

«Дорожка из камешков». Мозаика на пластилиновой основе.

Учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина.

7

«Знакомство с цилиндром и некоторыми свойствами объемных тел»

Познакомить детей с цилиндром.

Дать детям представление о некоторых свойствах объемных тел: шара, куба, цилиндра (устойчивость и неустойчивость, наличие и отсутствие углов).

Продолжать учить обследовать модели фигур осязательно-двигательным путем; устанавливать размерные соотношения между 2-4 предметами по объему.

Уточнить представление о части суток – утро, связав ее название с деятельностью детей и  близких им взрослых.

Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.

8

Беседа «Вечер». Решение логических задач.

Уточнить представление о части суток – вечер.

Развивать воображение, умение решать логические задачи на определение качественных признаков предметов. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве относительно себя (вверх, вниз, левая, правая рука, направо, налево, вперед, назад).

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

Беседа «День». Игра «Волшебные фигуры» (построение из геометрических фигур)

Уточнить представление о части суток – вечер.

Развивать воображение, умение решать логические задачи на определение качественных признаков предметов.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве относительно себя (вверх, вниз, левая, правая рука, направо, налево, вперед, назад).

2

Беседа «Ночь». Д/И «Куда пойдешь и что найдешь»

Уточнить представление о части суток – ночь.

Упражнять детей в счете однородных и разнородных предметов, подвести детей к пониманию того, что число предметов не зависит от их размера и формы расположения

Закрепить умение детей в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений (вперед, назад, налево, направо).

3

«Красивый браслет». Моделирование из бусин.

Продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию

4

Беседа «Сутки». Проблемная ситуация «Сложи прямоугольник».

Учить делить предметы на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам (на 2 части) и еще раз пополам (на 4 части).

Упражнять детей в использовании в речи результатов деления (сложили пополам, получили 2(4) равные части, половина целого, одна из 2 частей, одна из 4 частей).

Обобщить все части суток в одно понятие - ,,Сутки”. Помочь детям осознать, что отсчет последовательности частей суток можно начинать с любой из них.

Развивать умение различать контрастные и смежные части суток.

Совершенствовать умение детей в количественном счете, познакомить с правилом:  Количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: справа налево или слева направо (направление счета).

5

Порядковые числительные (порядковый счет в пределах 5). Д/И «Разноцветные дорожки».

Раскрыть значение порядковых числительных и дать навыки порядкового счета в пределах 5.

Показать, что для определения порядкового места предмета среди других существенное  значение имеет направление счета.

Совершенствовать знания о строении геометрических фигур, умение находить предметы окружающей обстановки, подобные геометрическим фигурам с 1-2 заданными свойствами.

Упражнять в сравнении дорожек по длине.

Развивать мелкую мускулатуру руки, умение ориентироваться на листе по точкам, умение рассуждать, доказывать.

6

«Черепашка». Моделирование из скорлупы грецкого ореха.

Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности

7

Решение логических задач. Игра «Сложи узор».

Учить использовать при решении логических задач умение рассуждать, доказывать.

Продолжать совершенствовать умение выделять одновременно 2 свойства предметов, ориентироваться на плоскости (слева, справа, посередине).

Способствовать развитию комбинаторных способностей путем комбинирования цвета и формы; творческого воображения, пространственного мышления

8

Сравнение предметов

Учить детей преобразовывать геометрические фигуры, группировать их по форме.

Упражнять в сравнении по высоте, толщине, массе (3-5 предметов),  в использовании в речи слов: выше, ниже, толще, тоньше, тяжелее, легче, одинаковые. Продолжать развивать комбинаторные способности путем комбинирования цвета и формы; умение согласовывать свои действия и желания с мнениями других

      Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

«Дорисуй картинку»           

Развивать у детей зрительное восприятие, наблюдательность, сообразительность.

2

«Составь картинку» (целое из частей)

Учить составлять целое из частей.

Развивать умение опираясь на карточки-коды, выделять предметы одновременно с 3 свойствами (форма, цвет, размер), понимать схематическое изображение позы человека.

Закреплять умение выделять одновременно 2 свойства (размер-цвет) предмета.

 Развивать аналитическое восприятие, комбинаторные способности, умение устанавливать соответствие.

3

«Снеговик». Аппликация из ваты.

Учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

4

Счетные палочки. Игра «Найди лишнюю»

Продолжать учить группировать фигуры по форме, обобщать их признаки.

Развивать умение сравнивать и обобщать геометрические фигуры (по толщине…) по качественным признакам.

Способствовать развитию логического мышления, комбинаторных способностей.

5

«История про трамвай» (образование чисел 6 и 7)

Показать образование чисел 6 и 7.

Учить вести счет в пределах 7.

Познакомить с цифрами – 6 и 7.

Уточнить представление о получении числового ряда до 7.

Закрепить свойство тройки смежных чисел посредством решения логических задач.

Развивать внимание детей.

6

«Гирлянда». Конструирование из полосок бумаги.

Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Развивать воображение, творческую фантазию

7

Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Д/И «Назови соседей»

Дать представление о временных понятиях: вчера, сегодня, завтра.

Уточнить представление о частях суток, понятии – сутки.

Упражнять в группировке фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) по форме, размеру, цвету

Совершенствовать умение устанавливать соответствие по величине.

8

Самый внимательный (выложи по образцу)

Развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1

Моделирование по образцу. Игра «Угадай, что, где находится»

Учить моделировать по образцу.

Упражнять детей в определении пространственного расположения предметов относительно себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). 

Совершенствовать умение выкладывать силуэты, узоры, четко соблюдая цвет и размер палочек по образцу

2

Число 8

Познакомить с образованием числа 8, упражнять в образовании чисел 6 и 7.

Учить вести счет и отсчет предметов в пределах 8 по образцу. Упражнять: в умении соотносить длину, цвет палочек в своей постройке с образцом,  использовать в речи слова: длиннее, короче, такой же длинны.

Совершенствовать умение группировать предметы по определенному признаку.

Развивать внимание, творческое воображение, комбинаторные способности.

       Я

Н

В

А

Р

Ь

3

Повтори узор.

Учить видеть закономерность. Ориентироваться на листе бумаги

4

Придумай загадку

Учить сравнивать предметы одновременно по нескольким качественным признакам, выделяя их составлять загадки. Упаражнять детей в преобразовании фигур, количественном счете, умении составлять задачи на преобразование. Развивать пространственные представления, умение ориентироваться по схеме, считать клетки, соотносить их с шагами, использовать в речи слова: вперед … шагов, налево, направо.

5

В городе геометрических фигур

Познакомить и учить пользоваться приемами мнемотехники.

 Продолжать развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину – и находить предметы с заданными свойствами.

Упражнять в подборе предметов по цвету, соблюдая их чередование.

Развивать память, внимание детей.

6

«Витаминка путешествует»

Учить детей мысленно объединять и предметы в группы по их свойствам.

Способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания.

Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

«Стручки гороха».

Мозаика на пластилиновой основе

Учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать

мелкую моторику рук, образное восприятие.

2

Слева, справа, посередине

Продолжать учить считать и отсчитывать предметы в пределах 8 по образцу, по звуку, по числу.

Развивать умение запоминать предметы, находить направление на плоскости: слева, справа, посередине.

Упражнять в воспроизведении определенного количества движений по числу.

Познакомить с цифрой 8.

Способствовать развитию умения ориентироваться в групповой комнате по плану, путем упражнений, распознания условных обозначений.

Развивать аналитические способности, осваивать понятие итогового числа.

3

Решение логических задач

Развивать сообразительность, наблюдательность, умение сопоставлять рисунки.

4

«Ученый кот»

Учить детей выявлять закономерности;

 расширять словарный запас;  учить составлять описательный рассказ, пересказывать.         

5

«Ежик». Моделирование из семечек и пластилина

Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. 

6

«Лесенка»

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить верх, низ, лево, право на листе бумаги, выполнять графические задания

7

Число  9

Познакомить детей с образованием числа 9.

Упражнять в количественном счете в пределах 9. Показоть независимость числа предметов от площади, которую они занимают.

Совершенствовать умение детей выделять одновременно 3 признака предметов: длину, ширину, толщину; выстраивать предметы по увеличению признаков.

Продолжать развивать комбинаторные способности

8

«Объем»

Дать представление о понятии объем.

Познакомить с правилом: количество вещества сохраняется независимо от формы сосуда.

Продолжать упражнять детей в умении обобщать 3-5 групп предметов по свойствам; 

Закрепить умение сравнивать треугольники по размеру, составлять из них новые геометрические фигуры.

М

А

Р

Т

1

«Мастерская ковров»

Дать представление о понятии объем.

Познакомить с правилом: количество вещества сохраняется независимо от формы сосуда.

Совершенствовать умение ранжировать предметы по высоте, длине; в счете до 9

Закреплять умение различать геометрические фигуры. Развивать у детей сенсорные умения, аналитическое восприятие.

2

«Ромашка». Аппликация из семян тыквы

Продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

3

Число 10.

Познакомить детей с образованием числа 10.

Упражнять в количественном счете в пределах 10. Совершенствовать умение правильно строить изображение по образцу и преобразовывать его, пользоваться условной меркой для сравнения длины предметов.

4

«Мы строим дом»

Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

5

Порядковый и количественный счет

Учить строить и перестраивать геометрические фигуры из счетных палочек по общему количеству палочек. Продолжать развивать умение запоминать число предметов (треугольников и палочек).

Упражнять детей в порядковом счете, совершенствовать количественный счет в пределах 10.

Способствовать развитию умения строить объемные фигуры, путем последовательного присоединения к 1 элементу элементов разной формы.

6

Лабиринт

Развивать пространственные представления. Развивать умение обобщать.

7

Д/И «Поймай рыбку», «Чего не хватает?»

Развивать умение обобщать, внимание, память, точность движения, пространственные представления

8

«Поезд» Конструирование из коробок с элементами аппликации

Учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. Коллективная работа.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

«Цветик семицветик»

Продолжать учить сравнивать предметы по объему и по массе, используя условные мерки.

Активизировать словарь за счет использования слов: Больше по объему, меньше, столько же,  поровну, легче, тяжелее, одинаковые по массе.

Совершенствовать умение в счете, сравнении, отсчете предметов по числу.

Закрепить знание последовательности времен года. Развивать логическое мышление.

2

Знакомство с фигурами овальной формы

Познакомить детей с фигурой овальной формы. Продолжать учить детей обследовать фигуры, используя осязательно-двигательный прием обследования моделей. Развивать умение словесно описывать фигуру, упражнять в составлении числа из 2 меньших.

Поощрять активное участие детей в воссоздании построек по образцу.

3

Угадай - ка

Учить наблюдательности. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

4

«Овечка». Аппликация из комочков бумаги

Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг другу.

5

«Найди клад»

Развивать умение работать по инструкции. Развивать логическое мышление, внимание.

6

«Исправь и раскрась ленту»

Учить классифицировать множества по 1-2 свойствам (цвет и форма, размер и форма, цвет и размер).

Продолжать совершенствовать детей в количественном счете, в умении подводя итог, обводить предметы движением руки и называть итоговое число.

Продолжать развивать умение согласовывать числительные с существительными (один, одна, одно).

Закрепить умение сравнивать предметы по высоте, выстраивать лесенку по возрастанию, исправляя ошибки; способствовать соотнесению предметов по длине, цвету и числу.

7

«Найди противоположности»

Учить детей находить противоположности. Совершенствовать умение сравнивать и обобщать предметы по признаку, исключая лишний предмет. Закрепить умение группировать по размеру, толщине, цвету.

8

Времена года

Учить определять время года.

Упражнять в узнавании части суток по признакам. Упражнять в выстраивании числового ряда в прямой и обратной последовательности.

 Совершенствовать умение называть цифры в пределах 10.

Закреплять умение понимать схематическое изображение позы человека.

М

А

Й

1

Вчера, сегодня, завтра. Игра «Геометрическая мозаика»

Уточнить представление о временных понятиях (вчера, сегодня, завтра) и частях суток.

Упражнять в различении понятий по признакам и соотнесение с определенными знаками-символами. Закрепить умение создавать узор по образцу и по замыслу.

Развивать комбинаторные способности, творчество детей.

2

Логические задачи

Совершенствовать умение находить и сравнивать геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник), объемные фигуры (куб, шар, цилиндр).

Развивать умение классифицировать геометрические фигуры, предметы по форме, размеру, цвету. Закрепить умение строить изображение по образцу и по замыслу.

Развивать аналитические, комбинаторные способности, внимание и творческое воображение обследовании фигур, умении словесно описывать фигуры

3

Признаки времен года

Продолжать развивать умение упорядочивать картинки, ориентируясь по количеству предметов на них. Продолжать совершенствовать счет до 10.

Упражнять в измерении величин условной меркой.

Закреплять знания о признаках времен года

4

Задачи - головоломки

Учить придумывать задачи-головоломки, используя счетные палочки, находить решения им путем уменьшения количества палочек или перекладывания.

Продолжать упражнять детей в умении подводить итог

Совершенствовать умение, пользуясь условными обозначениями, рисовать схему маршрута.

Развивать внимание детей.

5

Загадки без слов

Развивать умение работать по схеме. Учить детей обобщать и классифицировать. Развивать логическое мышление.

6

Дорисуй фигуры

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в задании, логическое мышление, внимание

7

Что сначала, что потом?

Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

8

Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем"

Выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно- проверочных занятий.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie