«Речевичок» 3-4 года
Программа занятий
Тема |
Наименование модулей, разделов и тем |
Содержание |
Методы обучения |
Формы работы |
Работа с родителями |
Тема №1 |
Диагностика |
Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам речевого развития дошкольников» |
Тема №2 |
«Все профессии важны» (врач, медсестра). |
Учить детей составлять рассказ по картине. Развивать умение пользоваться в речи простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными членами). Обогащать словарь детей за счет названий профессий и некоторых трудовых действий. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Чтение рассказа Толстого «Филиппок», А. Алексина «Первый день», Е. Трутневой «Первое сентября», А. Барто «Первоклассница», «В школу», С. Михалков «Важный день», В. Берестов «Читалочка», |
Тема №3 |
«Все профессии важны» (младший воспитатель)» |
Познакомить детей с профессией младшего воспитателя, с предметами – помощниками. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. Вызвать у детей желание помогать, следить за своими вещами, благодарить за помощь. Активизировать в речи слово – предметы-помощники |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Подборка стихов о профессиях детского сада |
Тема №4 |
«Явления природы» |
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Конкурс совместных работ детей и родителей «Краски осени» |
Тема №5 |
«Осенние именины котёнка Пуха» (описание игрушек) |
Учить при описании игрушки чётко называть её признаки, действия, составлять о ней короткий связный рассказ. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Рекомендации родителям: «Учим детей наблюдать и рассказывать», «Давайте почитаем» |
Тема №6 |
«Чудесный мешочек Осени» (описание предметов и картинок) |
Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и т.д. уточнить представление об обобщающем понятии овощи. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов; различать отдельные звуки в словах, знать что они следуют друг за другом; находить сходно звучащие слова. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Изготовление поделок из овощей и фруктов, закреплять правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных, загадывание простейших загадок об овощах. |
Тема №7 |
«Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» |
Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить пользоваться точными наименованиями детёнышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Составление кулинарной книги семьи «Книга витаминных рецептов», участие в выставке Даров осени, рисование любимого овоща. |
Тема №8 |
«Куклы Таня и Марина» (описание и сравнение игрушек) |
Учить описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. Активизировать употребление имён прилагательных в речи; учить использовать слова с противоположным значением. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Домашние задания, выполняемые вместе с ребенком, «Я иду домой» - составление маршрута из сада до дома, |
Тема №9 |
«Наша Родина – Россия» |
дать понятия о гербе, флаге, гимне России, о России, как стране, о столице России - Москве, о достопримечательностях нашей страны; начать воспитывать в детях уважение и любовь к своей Родине, русскому народу; активизировать речь и словарный запас детей; |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Разучивание вместе с родителями стихов о городе, об истории родного города, страны, их достопримечательностях. |
Тема №10 |
«Комната для куклы Тани» (рассказывание на заданную тему) |
Учить высказываться на тему, предложенную воспитателем, исходя из личного опыта. Учить правильно называть предметы мебели и посуды, знать их назначение; уточнить значение понятий посуда, мебель. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Рассматривание с родителями семейных фотографий. Консультации: «Речевые игры», «Играем вместе с детьми» |
Тема №11 |
«Пересказ Я. Тайца «Поезд»» |
Учить пересказывать небольшой текст рассказа, впервые прочитанный на занятии, выразительно предавать разговор действующих лиц. Тренировать в образовании форм имён существительных в родительном падеже множественного числа. Закрепление знаний о терминах «слово, «звук», умения самостоятельно подбирать слова со звуком «с». |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Рекомендации для родителей на информационном стенде. Рубрика «Давайте почитаем» |
Тема №12 |
«Рассказывание русской народной сказки «Зимовье»» |
Воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передать интонацией и голосом характеры персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Совместные поделки новогодних игрушек |
Тема №13 |
«Петрушкины загадки» (описание детьми внешнего вида друг друга) |
Учить описывать внешний вид окружающих и их одежду. Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и пр. дать детям представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определённой последовательности. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Подготовка к Новогоднему карнавалу (костюмы) |
Тема №14 |
«Ель на ёжика похожа…» (рассказывание по набору игрушек) |
Побуждать к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек. Закрепить умения в образовании названий детёнышей животных и уменьшительных наименований неживых предметов. Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением. Закрепить правильное произношение звука Ж в словах и фразах. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Составление мини-рассказа «Что бы хотелось получить от Деда Мороза» |
Тема №15 |
«Новый год в зоопарке» (описание предметов)» |
Учить описывать предметы, давая им оценку. Тренировать в образовании форм глаголов хотеть (хочу, хочет, хотим-хотят). закреплять правильное произношение звука Л в изолированном виде, в словах и фразах.. продолжать учить определять и называть первый звук в слове. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Отгадывание загадок с ребенком «Зимние забавы» |
Тема №16 |
«Мы идём гулять» (описание предметов одежды) |
Учить описывать предметы зимней одежды. Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение. Закрепить обобщающее понятие одежда. Учить использовать в речи сложноподчинённые предложения, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Учить выделять и правильно произносить звук Ж изолированно, в словах и фразах, подбирать слова с заданным звуком. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Составление альбомов о зиме. Консультация: «Зимние прогулки»; |
Тема №17 |
««Мишка и Машенька» (описание игрушки)» |
Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке. Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании имён прилагательных с именами существительными в роде; учить образовывать слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Рекомендации для родителей по теме: «Зима». Чтение произведений о зиме. (подборка стихов о зиме в рубрику «Выучите вместе с детьми») |
Тема №18 |
«Саша и снеговик» |
Учить пересказывать текст, впервые прочитанный на занятии, при оценке пересказов товарищей уметь замечать несоответствие тексту. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды. Обратить внимание на несхожесть их звучания. Закрепить знание детей о звучании слова, учить самостоятельно подбирать слова с определёнными звуками С и Ш, знать, что звуки в слове следуют а определённой последовательности друг за другом. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Рассматривание иллюстраций, картин о зиме. Привлечь родителей к уборке участка от снега. |
Тема №19 |
«Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» |
Учить составлять небольшой рассказ (из трёх-четырёх предложений), отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем. Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. Продолжать учить вслушиваться в слова, их звучание; произносить слова, выделяя все звуки. |
Чтение, рассказывание, пересказ художественного произведения |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Подкормка птиц. Окапывание снегом деревьев |
Тема №20 |
««Русская Зимушка-зима» (чтение стихотворений о зиме) |
Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста; развивать образность речи детей. |
Чтение, рассказывание, пересказ художественного произведения |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Привлечение родителей к помощи изготовления атрибутов к игре «Российская Армия». |
Тема №21 |
«День защитника Отечества» |
Развивать разговорную речь, развивать внимание, память, логическое мышление; стимулировать речевую активность детей, моторику рук; закреплять навыки коллективной работы. воспитывать патриотические чувства. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Выставка «Во что играли наши папы». |
Тема №22 |
«Наша Армия» (составление описательного рассказа) |
Формировать умение описывать человека военной профессии с опорой на вопросы и картинки; учить называть различные виды войск; развивать умение употреблять существительные творительного падежа; развивать умение правильно употреблять глаголы единственного и множественного числа; развивать умение согласовывать числительные с существительными. Воспитывать у детей уважение к труду людей. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Консультация для родителей «Что должен знать ребенок об армии». |
Тема №23 |
«Ознакомление с малыми фольклорными формами» (загадка, колыбельная) |
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представление о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначением, учить чётко произносить их, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной; помочь заучить текст колыбельной. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье. |
Тема №24 |
«Рассказывание по картине «Мама моет посуду» (описание предметов по картине) |
Учить описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки. Тренировать в подборе слов, обозначающих действия предмета. Чётко и правильно произносить звук Щ, слышать этот звук в словах, выделять его. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Посоветовать родителям «Что читать детям по теме «Весна» В.Бианки «Март», Б.Тимофеев «Мороз и солнце», Е.Баратынский «Весна, весна!..» |
Тема №25 |
Подарки для матрёшки»(описание игрушек по их признакам) |
Учить описывать игрушку, называя её характерные признаки. Тренировать в образовании форм родительного падежа множественного числа имён существительных. Закрепить знания о том, что слова состоят из различных звуков, Тренировать в умении узнавать слова, в которых не хватает одного (последнего) звука. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Оформить фотовыставку «Самые обаятельные и привлекательные». |
Тема №26 |
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» |
Учить пересказывать рассказ, сравнивать изображенных на картине курицу и цыплёнка по размеру, цвету, подбирать определения и антонимы, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и падеже. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Тематическая выставка рисунков «Моя мамочка». |
Тема №27 |
Ознакомление с малыми фольклорными формами. |
Учить понимать содержание и зна-чение пословицы, связывать её значе-ние содержанием короткого рассказа; учить произносить скороговорки, чистоговорки; повторить знакомые считалки; помочь заучить текст народной игры «Панас» |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки |
Тема №28 |
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» |
Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; закреплять представления детей о жанровых особенностях произведения; подводить к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи; учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы. |
Составление рассказов разного жанра |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Запись шума морского прибоя, фоновой музыки. листы бумаги, тонированные голубым цветом. |
Тема №29 |
«Беседа о Дне Победы» |
Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Отвечать на вопросы полным предложением, употреблять в речи синонимы, прилагательные. Активизация слов: боец, воин, ветераны, доблестный, бесстрашный Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них. |
Составление рассказов разного жанра |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Помощь родителей в организации выставок художественной литературы о ВОВ |
Тема №30 |
«Заучивание Т. Белозерова «Праздник Победы». |
Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы». |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Экскурсий к памятнику победителям в ВОВ |
Тема №31 |
Чтение рассказа Е. Чарушина «Зайчата» |
Дать представление о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; тренировать в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несёт текст. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
Закреплять умение детей правильно называть время года и приметы лета, рассказывать какая погода бывает летом, называть летние месяцы по порядку. |
Тема №32 |
«В гостях у зайчат» (описание предметов по картинке)» |
Учить описывать предмет, нарисованный на картинке, выделять наиболее существенные признаки. Тренировать в подборе слов, обозначающих действие предметов. Чётко и правильно произносить звук Щ, слышать этот звук в слова, выделять его. |
Творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего |
Беседа, вопросно-ответная беседа, словарная работа, игра и игровые упражнения, физкультминутка |
В выходные сходить в парк, сквер, на пруд, рассматривать деревья, цветы, растения. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника